Публикации


Методическая служба и ее роль в условиях реализации ФГОС общего образования

Скорикова Галина Васильевна
директор высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №36 г.Шахты

          В Законе об образовании, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на социальных потребностях и ценностях.
          Переход на новые стандарты сопровождается значительными инвестициями в развитие образования, существенными изменениями в материально-техническом обеспечении, обновлением в содержании образования. Все эти изменения не дадут ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает современным требованиям.        
          Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогов. Из основных затруднений на этапе введения ФГОС можно выделить:
 упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
отсутствие готовности администрации образовательной организации и педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
традиционный подход директора и его заместителей к анализу урока и оценке деятельности учителя;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы.
           В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в образовательной организации. Хорошо продуманная модель методической работы может обеспечить профессиональную готовность педагогического коллектива к реализации новых требований к качеству образования.
          Анализ образовательного процесса показал, что методическая работа в нашей образовательной организации ведется в системе, претерпевает изменения, однако очевидно, что проведенные преобразования недостаточны. Так, например, на протяжении нескольких лет некоторые методические объединения и учителя-предметники показывают недостаточный уровень эффективности работы.
          Поскольку методическая работа направлена на развитие творческого потенциала педагогов, а, в конечном счете, на рост успеваемости, качества знаний, социализацию выпускников, результаты участия школьников во Всероссийской предметной олимпиаде, конкурсах, конференциях и т.д., проанализировав успешность наших обучающихся и выпускников, можно отметить, что ряд проблем остается нерешенными в течение нескольких лет.
          Таким образом, существуют противоречия, препятствующие модернизации методической службы школы, а именно:
- между возросшими требованиями и сложностью задач, стоящих перед методической службой, и их реальным состоянием;
- между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества участников методической деятельности и существующими методами управления методической работой в полном функциональном цикле;
- между постоянно растущими требованиями к педагогам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;
- между требованиями по – новому осуществлять формы и направления методической деятельности и отсутствием готовности ответственных за организацию методической работы в школе сотрудников к этому процессу.         
          Для преодоления существующих проблем необходимо:
спланировать работу по качественному изменению  в системе взаимодействия учитель – ученик, профессиональной позиции педагога;
изменить соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поиска новой схемы взаимодействия учителя и учащихся;
обеспечить условия для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.
          Основываясь на вышеизложенные факты, администрация образовательной организации разработала инновационный проект «Модернизация модели методической службы в условиях реализации ФГОС общего образования» и с 2014 года начала его реализацию в рамках областной инновационной площадки.
          Инновационный проект МБОУ СОШ №36 г.Шахты направлен на повышение уровня профессиональных компетенций учителя через модернизацию системы методической работы, и, как следствие, применение новых подходов к обучению и воспитанию  школьников, активное использование исследовательских, опытно-экспериментальных, информационно-коммуникативных, деятельностных методов  обучения. 
           Цель проекта: модернизация методической работы путем создания гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного образования педагогов, способной обеспечить движение ученика к высокому уровню образованности, личностной зрелости и культуры.
           Задачи проекта:
Апробация и выбор управленческих механизмов, используемых в работе с педагогическим коллективом.
Изучение и внедрение в структуру методической службы школы современных форм методической работы, способствующих развитию мобильности педагогов.
Развитие кадрового потенциала посредством внешнего взаимодействия.
Создание новой модели школьной методической службы, обеспечивающей формирование компетентности и повышение мотивации педагогов.
Организация системного, качественного мониторинга развития методической службы школы и результатов образовательной деятельности обучающихся.
Формирование системы диагностики на основании критериев и показателей оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.
Осуществление перехода от управленческой к менеджерской системе руководства.
Создание положительного имиджа школы и позиционирование ее на рынке образовательных услуг города, области и страны.
          «Инновационное кредо» методической службы школы:
- изменения должны быть понятными абсолютному большинству представителей школьного сообщества и поддерживаться (по крайней мере) половиной из них;
- они призваны открывать новые возможности для каждого ученика и сотрудника;
- инновациями нужно воодушевлять, а не угнетать;
- предлагаемый эксперимент должен превышать уровень имеющихся профессиональных возможностей и амбиций коллектива;
- инновации в образовании – это не методические «инъекции», а организация массового сотворчества ради улучшения качества жизни в школе и вокруг нее.
          Реализуя инновационный проект, мы планируем проведение следующих мероприятий:
Курсовая подготовка педагогов (курсы повышения квалификации, курсы по использованию ИКТ – технологий, по формированию внутренней оценки школы в условиях ФГОС, организованные на базе образовательного учреждения).
Семинары:
 «ФГОС основного общего образования»;
«Организация тьюторства в работе с учащимися и педагогами»;
«Сетевые объединения учителей (образовательные сайты сети-Интернет). Культура оформления авторских материалов»;
«Взаимодействие школьной психологической службы с педагогами-предметниками и классными руководителями. Нетрадиционные формы работы»;
«Формирование ключевых и предметных компетенций через использование инновационных технологий и методик на уроках и во внеурочной деятельности»;
«Анализ урока и внеклассного мероприятия с позиций компетентностного подхода»;
«Методы педагогической рефлексии»;
«Основные направления и цели оценочной деятельности в условиях ФГОС»;
«Обеспечение успешной адаптации ученика при переходе со ступени начального общего образования – на основную».
Серия открытых уроков «Использование технологий сопровождения образовательной инициативы на уроках», «Развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообучению и саморазвитию».
Создание и организация работы мониторинг-центра.
Создание и организация работы проблемных творческих трупп «Преемственность», «Работа с различными категориями учеников», «Исследовательская деятельность учащихся и педагогического коллектива», «Личностные и метапредметные результаты как фактор освоения образовательной программы основного общего образования».
Обновление методического банка образовательной организации. Разработка дидактических материалов, методических рекомендаций, мероприятий.
Проведение конференции по обобщению опыта работы; представление опыта общественности. 
          Для оценки планируемых результатов будут использованы следующие критерии:
- промежуточного результата (позволяет в сравнении определить уровень эффективного управления и проводимых мероприятий);
- результативности (определяется по изменению затруднений учителя после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению с тем, что был у них до начала работы с ними);
- рационального расходования времени (предполагает дифференцированно-групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Одних нужно вообще освободить от проводимых администрацией мероприятий, дать им возможность самим выбирать способы обеспечения профессионального роста, предоставить полную свободу в занятиях самообразованием, ибо это та категория, которая умеет учить, воспитывать и развивать детей. Это те, кого никогда не надо подстегивать. Другие педагоги нуждаются в консультации руководителей с целью определения необходимых для них мероприятий методического характера, а значит, - и во времени на свое развитие);
- стимулирующей роли методической работы (создание условий для роста профессионального мастерства педагогов посредством действенной и эффективной структуры методической службы в образовательной организации, поскольку мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах).
          В ходе реализации проекта мы ожидаем:
увеличение количества программ, разработанных совместно с местным сообществом; доли педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, овладевших и применяющих современные образовательные технологии, разработавших авторские программы, учебно-методические комплекты, методические рекомендации; доли обучающихся, имеющих высокие личностные достижения в разных видах деятельности;
рост количества и качества разработок инновационных проектов и программ на грантовые конкурсы; количества публикаций в СМИ с оценкой деятельности образовательной организации родителями, учащимися, местным сообществом, благодарственных писем в адрес школы, ее руководителя и педагогов;
повышение уровня методической активности педагогов;
участие учителей-предметников в работе по переходу на новые образовательные стандарты (100%); в работе сетевых сообществ (не менее 30%);
создание программ по работе с различными категориями учащихся; модели методической службы школы, оперативно и качественно реагирующей на изменения в сфере образования. 
          Положительный результат проводимой работы будет достигнут при наличии в образовательной организации следующих условий:
- знание администрацией профессиональных запросов, потребностей, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя;
- наличие системы работы с членами педагогического коллектива;
- стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностного стремления к новому.
          Считаем, что данная работа позволит создать единое методическое пространство, направленное на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, повышение уровня МС и образовательной системы школы;
повысит компетентность в управленческой деятельности администрации и педагогов;
позволит оптимизировать технологию управления методической работой в школе.
      Продуктивность реализуемого проекта планируем представить моделями управленческих решений, видами управленческих документов, обеспечивающих более высокий уровень методического сопровождения образовательного процесса.


Владение современными технологиями обучения и воспитания – залог успешной деятельности современного учителя

Г.В. Скорикова,
директор МБОУ СОШ №36 г.Шахты

        Потребность построения учебного процесса на технологической основе возникла в педагогике как условие повышения эффективности образовательного процесса, гарантирующего достижение запланированного результата в условиях массовой школы и массового учителя. Проблема актуальная, часто обсуждаемая в педагогическом сообществе, но не имеющая на сегодняшний день единогласия в понимании и определении. Зачастую даже работающему много лет учителю очень трудно разобраться в многообразии и особенностях традиционных и инновационных педагогических технологий.
        А мы сегодня говорим о начинающих работать учителях.  
Федеральный государственный образовательный стандарт принес кардинальные изменения в образовательный процесс. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Приходя в образовательную организацию и приступая к реализации основных образовательных программ, учитель, в первую очередь, должен понимать, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т.е. овладение системой учебных действий, позволяющих усваивать учебный материал, что влечет за собой формирование способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования).
         Только собственные действия могут стать основой его самостоятельности в будущем. Следовательно, задача учителя состоит в организации благоприятных условий для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен четко знать: «Чему учить?», «Ради чего учить?», «Как учить?». И если к педагогу пришло понимание того, что ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, что он должен стать активным участником образовательного процесса, то и урок будет построен совершенно новой схеме.
         ФГОС принес новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация строится с учетом возраста ребенка, специфики учебного предмета, меры сформированности универсальных учебных действий учащихся. Для создания учебной ситуации можно предъявить противоречивые факты и теории, сравнить житейские представления и научные данные, использовать актуальные сведения и т.д.
         Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных.
        Очень важно правильно сформулировать цель урока, потому что она является основой целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и обучающихся. Цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учащимися в конце урока или при завершении изучения темы.  В качестве формулировки цели урока для технологической карты или конспекта можно использовать фразу «Создать педагогические условия,  при которых обучающиеся  смогут ……»
           Сегодня говоря об эффективных технологиях, наблюдая за работой студентов на преддипломной практике, мне кажется, что, в первую очередь, необходимо остановиться на 3 базовых, которые нам диктует ФГОС и отработать навык их использования. Это умение создавать учебную ситуацию и правильно строить урок в зависимости от типа и предполагаемой для данного типа структуры урока. Независимо от целей и планируемых результатов должна присутствовать дифференциация при отборе учебного материала, в системе оценивания, в подаче домашнего задания. На каждом уроке учитель планирует отработку умения учащихся работать с информацией, находить нужную для решения поставленных учебных задач. Очень часто учителями используются и оправдали себя метод проектов, ИКТ –технологии, здоровьесберегающие технологии, портфолио. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и парная.  
       Подводя итоги работы студентов на преддипломной практике в образовательных организациях, я хотела бы вспомнить слова Е. Ямбурга «Нельзя от человека требовать того, чему его не учили». Залог успешности приходящих в образовательные организации молодых учителей – это определенный результат работы преподавателей педагогического колледжа и  учителей образовательных организаций, которые руководят практикой студентов. Недостаточный навык работы с учебной программой,  некорректная формулировка цели, задач урока, неправильное планирование результата, неэффективный отбор учебного материала,  методов, средств обучения, игнорирование замечаний по итогам проведенных уроков, анализ и самоанализа уроков – вот далеко не полный перечень затруднений с которыми столкнулись студенты. При посещении мною образовательных организаций я увидела недостаточную поддержку учителями студентов при подготовке к урокам.
       Уважаемые коллеги, на все это нужно обращать внимание, если мы хотим видеть в наших образовательных организациях подготовленных молодых специалистов. 
      Что можно предложить для дальнейшего совершенствования работы между педагогическим колледжем и образовательными организациями?
В рамках сотрудничества:
1.     определить в образовательных организациях учителей, у которых можно (по согласованию) присутствовать на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах, родительских собраниях;
2.     предложить разработки уроков с использованием системно-деятельностного подхода  учителей-предметников образовательных организаций в качестве образца для составления аналогичных студентами, а также для проведения анализа и самоанализа урока.
          В заключении я хотела бы отметить, что чем больше занимаешься вопросами новшеств, которые пришли в нашу школу, тем больше понимаешь, что обобщен положительный опыт в преподавании в прежние годы, но реалии современного времени требуют модификации условий для более эффективного обучения.
         И если вернуться к успеху и его составляющим, то немаловажную роль имеет личностное начало учителя. Оно позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, а при отсутствии желаемого результата уповать на пассивность, отсутствие желания учиться, недостаточный контроль со стороны родителей; либо давать современный урок, развивая понимание знаний, умений и навыков, создавая условия их ценностей и смыслов.    
   













Комментариев нет:

Отправить комментарий